29 Марта 24, 16:02
Блоги, Общество
30 Июня 2014, 16:44

Была ли безбожной Советская власть?

Была ли безбожной Советская власть ?
Не любящий брата своего, которого видит, как . может любить Бога, которого не видит ?
Первое послание Иоанна, гл. 4.

Толстой спросил однажды Горького: «Верите Вы в Бога?» Горький ответил: «Нет». «Вы говорите «нет», — сказал Толстой, — и Вам действительно кажется, что нет, а на самом деле Вы верите. Об этом говорит каждое слово, написанное Вами. Правда не в том, что человек говорит или воображает о себе, а в том, что он собой представляет. Ваше существо говорит мне о том, что Вы верите Бога». Вспомним также классическое изречение Христа: «Не всякий, говорящий мне: " Господи! поди! — войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца моего небесного». О нашей истиной вере нельзя судить по тому, что мы говорим ней, и даже по тому, какою мы сами ее себе ставляем. Лишь вся наша жизнь может сказать нашей вере правду, всю правду и ничего, правды. Жизнью своей мы творим более искреннюю молитву, нежели устами.
***
Это отрывок одной из глав книги английского Христианского Священника и проповедника Хьюлетта Джонсона "Христиане и Коммунизм", изданной в 1956 году в Лондоне, а в 1957-ом переведенной на русский и изданной в СССР. В этой книге автор пытается ответить на вопросы , являются ли на самом деле Христианство и Коммунизм антагонистичными явлениями, и можно ли найти точки соприкосновения между ними ?

Эти вопросы для нашей страны сегодня особенно актуальны.
К сожалению, в последние годы часто приходиться слышать ставшие расхожими разглагольствования про "70 лет безбожной Советской власти"...

Но так ли безбожно на самом деле была та власть и то время, когда люди жили с Богом в душе и пытались на Земле организовать жизнь в соответствии с ценностями,которые проповедовал Христос ?

На мой взгляд , принципиально важно ответить , является ли Коммунизм антирелигиозным, атеистическим учением в принципе, или же борьба с религией в некоторых государствах, вставших на путь коммунистического развития, являлась чисто временной, сугубо прагматической необходимостью, когда велась борьба не столько с религией, как таковой , а только потому, что тогдашние церкви рассматривалась как тормоз на пути развития общества, в том числе тормоз на пути попыток построения общества в соответствии с истинными христианскими ценностями ? Является ли такое отношение к религии общим и универсальным для коммуничтического учения вообще, или борьба с религией- это скорее частный случай, который имел место быть в отдельных государствах на определенном этапе их исторического развития ?

Ведь, с одной стороны, невозможно отрицать фактов ущемления церкви , имевших место в первые годы после революции октября 1917 г. в России.

Но, с другой стороны, если обратиться к опыту Латинской Америки, где в настоящее время происходит совершенно очевидный "левый поворот", никаких гонений на религию не было и в помине. Ни на Кубе, ни в Никарагуа, где были предприняты попытки построения общества в соответствии с самыми радикальными коммунистическими принципами, ничего похожего не то,чтобы на гонения, но даже на малейшее неуважение к религии никогда и в помине не было !
Наоборот, очень многие авторитетные представители латиноамериканской Христианской церкви оказывают поддержку именно представителям социалистических и коммунистических течений . Тогда почему же в России в начале XX- го столетия всё оказалось не так ?

На мой взгляд, в своей книге Х.Джонсон дает убедительные ответы на эти и многие другие вопросы. В книге 154 страницы, написано интересно и увлекательно, читается легко. Очень рекомендую скачать и прочитать эту книгу целиком.

Адрес страницы, на которой размещена активная ссылка на скачивание :
publ.lib.ru/ARCHIVES/D/DJONSON_H'yulett/_Djonson_H..html
Скачивается совершенно бесплатно и легко, безо всякой капчи и прочих заморочек, однако формат Djvu-Zip, поэтому ( для андроид устройств) нужнa читалка типа EBookDroid или Orion Viewer и хорошая открывашка для архивов типа RAR для андроид или файловый менеджер со встроенной открывашкой типа Total Commander или X-plore , другие , в частности популярный ES- проводник на моем устройстве и у ряда знакомых почему-то не справляется с извлечением файла из архива.

Далее приведу в скоращенном виде всего одну из глав этой книги,"Святость целого ", в которой, по моему мнению, наиболее полно освещены моменты, касающиеся истории нашей страны и даются ответы на поставленные вопросы. Очень надеюсь, что прочтение этого отрывка для многих читателей ТИА станет стимулом ознакомиться с этой интересной книгой целиком. Итак, продолжу цитировать Х.Джонсона с места предыдущей остановки.

***



Маркс понял это еще сто лет назад. Вот он сказал: «Вернемся от идей к действительности. Сосредоточим свое внимание не на теориях а на их действиях». И когда он убедился, что современные ему церкви стремятся не к созданию всемирного свободного равноправного братства, а объединяются для поддержки существующего жестокого экономического строя, он отрекся от религии. Силу, которая побуждала Маркса стремиться к созданию подлинного братства людей, он видел в реальной действительности. Христианские церкви противодействовали этим усилиям. Вспомним хотя бы, что писал по этому поводу лорд Шефтсбери, которого я цитировал ранее: «Грешники были со мной, святые — против меня». Поэтому, решил Маркс, быть религиозным и верить в Бога — значит выступать против той силы, которая в ходе истории содействует совершенствованию человечества. Посмотрим, что стоит за словесными определениями понятий Бог и Религия, спросим себя, каково реальное содержание этих понятий? Какой смысл имели понятия Бог и Религия для Ленина и Сталина? Каково было представление о Боге, сложившееся в русском обществе в XVIII и XIX веках? Не было ли оно ложным? Если это представление было ложным, то самый отъявленный атеист мог быть человеком более религиозным, нежели верующий?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно иметь некоторое представление об истории религии в России. Русская Церковь, основанная в 988 году н. э., заимствовала у разлагавшейся Византийской импе- рии косное и шаблонное православие, совершенно лишенное того юношеского энтузиазма и смелости, которые свойственны были христианству. Оно представляло собой свод догматов, которые должны были сохраняться в неприкосновенности и не подлежали какому бы то ни было изменению или развитию. Поэтому не было никакой необходимости учиться, и духовенство в массе своей было неграмотным. Вплоть до XVIII века, как правило, священники были неграмотны. Выучив слова богослужения изусть перед посвящением в духовный сан, тем всю жизнь повторяли их, не имея ни малейшего представления об их смысле. То, что молебствия служились безграмотно и носили полуязыческий характер, не отрицал прокурор Священного Синода Победоносцев, тически управлявший церковью и государством протяжении жизни двух поколений до самой смерти (1907 год). Он говорил: «Наше духовенство поучает мало и редко. Для неграмотного Библии не существует. В отдаленных приходах страны народ не понимает буквально ни слова того, что говорится во время молебствия, не понимает даже смысла «Отче наш». Эта молитва произносится с искажениями, совершенно изменяющими ее смысл». Иными словами, в формировании морального кодекса русского народа и в его практике лигии была очень невелика.

Другой характерной особенностью русской вославной церкви с первых дней существования на протяжении всей дальнейшей ее истории ее тесная органическая связь с Государством Престолом. В этом отношении она отличалась от западной католической Церкви, которая оставалась относительно независимой от государства и стремилась сама управлять императорами, а не быть управляемой ими. Эта тесная связь между Церковью и Государством в России была еще более укреплена Петром Великим, который низвел церковь до положения од ного из государственных департаментов с явной целью держать массы в повиновении у господствующих классов. Сам Петр, несмотря на его связь с Церковью, над которой он имел такую власть, не был набожным последователем православного христианства и служил плохим примером для народа. Он глумился над христианством, учинял пьяные оргии, во время которых разыгрывались пародийные религиозные церемонии. Сам он играл в них роль величественного папы, а его офицеры составляли его духовную свиту. Эта веселая компания служила Святую обедню, сжигая вместо ладана табак и неся перед собой в качестве Святого Креста связанные вместе длинные курительные трубки. Церемония Причастия состояла в раздаче выпивки, причем Святое Евангелие символизировал бочонок водки. Мог ли простой народ получить от подобных руководителей церковно-государственной власти надлежащие представления о Боге? К тому же нужно сказать, что Церковь и Государство выступали сплоченно против всяких либеральных попыток к распространению народного образования.

Таким образом, в моральном отношении религия в России поистине проявила себя весьма скверно. Либеральные и прогрессивные мыслители относились к ней с недоверием еще задолго до Революции. И не без оснований, ибо православная церковь, по- мимо всех прочих ее явно нехристианских идей и поступков, никогда не осуждала крепостное право, которое мало чем отличалось от рабства, и, поддер- живая тиранию и жестокость царизма, открыто выступала как враг просвещения и науки. Однако, так же как и во времена пророков, и среди духовенства и среди мирян всегда находились люди, нравственное чувство которых постоянно возмущалось жестоким самодержавием и этим низкоко павшим аморальным учреждением, так с ним связанным. Все это толкнуло многих к отрицанию Бога, каким его представляли на всем жении XIX века...
...
Освобожденная при коммунизме от своих прежних оков, Церковь ныне, к счастью, вновь окрепла. Но зло, причиненное в прошлом, оставило в умах прогрессивных людей России совершенно ложное отвратительное представление о Боге. Таков тот исторический фон, на котором нужно рассматривать атеизм, присущий коммунизму.

Ленин и стали врагами религии именно потому, что видели, что религия неизменно выступала на организованной несправедливости.

Но для нас сейчас важен другой вопрос: заменили это ложное представление о Боге ложную Церковь? Есть ли здесь какие-либо соприкосновения с христианством, каким мы живем? Да, есть. Прежде всего православная Церковь сегодня резко отличается от той, которая породила теперешний атеизм. Отделенная от государства, пользующаяся полной свободой в решении собственных дел и назначении своих священнослужителей, нынешняя православная Церковь приветствует просвещение. Она имеет свои собственные семинарии, принимает участие в повышении жизни народа и возглавляет религиозный мир в стремлении к миру. Но этим сказано далеко не все. Коммунизм достиг, я бы сказал, весьма существенного приближения к более высокой христианской жизни и высокому отношению к Великой Силе, лежащей основе всей жизни, — к Богу. Глубоко христианская практика предоставления (в основном на началах равенства) всем гражданам, независимо от национальности, пищи, образования, медицинской помощи и культуры находится в неразрывной с восстановлением в коммунистической идеологии одного характерного элемента веры в Бога, имеюще- го огромное значение, но, к сожалению, игнорируемого на Западе. Как это блестяще выразил профессор Макмеррэй, «истинная вера в Бога освобождает человека от страха и от эгоцентризма. Он отдает отчет в том, что его собственная жизнь составляет малую (но существенную) часть космоса, к которому он принадлежит. Он сознает, что конечная над всем совершающимся в мире находится некоей непреодолимой, но при этом дружественной силы. Он идет еще дальше: он живет так, как бы все это так и было».
Эта вера дает человеку уверенность во всех случаях и при любых обстоятельствах...
... Диаметральную противоположность этому представляет мироощущение индивидуалиста, который считает, что весь мир и сам он зависят от его личности, и который всячески старается обеспечить свою безопасность и борется за нее.

Законченный индивидуалист, изолирующий себя от других людей, является законченным атеистом, что бы он ни говорил на этот счет. «Если вы не любите брата своего, которого видите, если вы не стремитесь обеспечить свое благосостояние вместе с ним, если вы обеспечиваете свое благосостояние, эксплуатируя его, используя его как орудие вашего обогащения, обеспечения вашей безопасности, вы не можете любить Бога, которого вы не видели». И именно потому, что коммунизму удалось восстановить эту способность жить, сознавая себя частью целого, способность жить верой в Силу, которую коммунист называет историческим процессом, определяющим судьбу человека (дело не в названии), он вновь воскрешает один из важнейших элементов веры в Бога. Коммунист верит в нечто такое, что больше его, нечто такое, что в конце концов восторжествует и что воплощает в себе правду мира. Новый экономический строй неизмеримо облег- чил веру в эту великую правду, и это имеет решаюшее значение. Когда советский гражданин вместо погони за прибылью сделал движущей силой производства заботу о пользе общества; когда, вместо того чтобы накоплять ради своего личного благополучия, он сделал целью накопления благосостояние общества; когда он доверил обществу заботу о своем благополучии и о благополучии своего ближнего, он тем самым сделал важнейший за многие века шаг по пути к истинной вере в истинную силу истинного Бога. В этом отношении коммунист постиг глубокий смысл слов апостола: «Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит?» Этим, конечно, не исчерпывается содержание религии. Отнюдь нет. Но это жизненно важный мент религии, без которого она слабеет, утрачивает свое значение и приходит в упадок.

Какую форму примет в конце концов то новое, что приходит на смену старому, никто не может знать.
Следует помнить о том, что в процессе развития ложность той или иной идеи часто становится очевидной раньше, чем успевает определиться какая-либо новая концепция. Но какая бы новая концепция ни пришла на смену старой религии, будет ли она облечена в старые одежды, но проникнута новым духом или же явится чем-то совершенно новым, она непременно должна заключать в себе один важнейший элемент, присущий вере в Бога. Способность жить, сознавая себя частью целого, и в необходимость и возможность создания здесь, земле, нового всемирного братства составляют самую суть религии. Несомненно, что именно в этом источник мужества, энергии и веры, которые проявляются повсюду в коммунистических странах. Я видел это в России, Китае и Восточной Европе; я наблюдал проявления этого в творческом вдохновении художников, актеров, спортсменов, ученых. В источник той веры, которая поддерживала Мао Цзедуна на протяжении 8-тысячемильного похода, всеми его неизбежными опасностями и трудностями — похода, к концу которого из 300 тысяч его товарищей уцелело лишь 30 тысяч.

В этом источник той веры и того упорства, которые позволили Ленину и Сталину за каких-нибудь два или три десятилетия поднять одну из самых отсталых стран мира до уровня передовых.

В этом же источник той радостной готовности, с какой десятки тысяч первых хри- стиан жертвовали своей жизнью. В этом же объяснение улыбки, сияющей улыбки, молодого китайского рабочего-коммуниста, запечатленной на имеющейся у меня фотографии, которой я очень дорожу. Два солдата ведут этого рабочего на расстрел только за то, что он организовал профсоюз. Он вел себя так же, как молодая девушка-коммунистка, о которой я упоминал в одной из предыдущих глав и кото- рая с радостью умерла «во имя цели более великой, нежели та, ради которой живет большинство людей». Это настоящий и необходимый элемент всякой христианской веры в Бога, которая была в высшей степени свойственна Иисусу и его первым последователям, — веры в справедливость, доброжелательность, надежность целого, с которым мы можем уверенно соединить всю нашу жизнь.

***
Попробую выразить то, что показалось мне главным в этом отрывке .
Довольно часто в последнее время у нас в стране приходилось слышать утверждение, что дескать главной ошибкой большевиков было то, что они пытались построить божье царство на Земле , чего, якобы, не может быть в принципе. Божье царство будет потом, мол, кесарю-кесареву, Богу-богово, поэтому пусть земной жизнью власти распоряжаются, а для того,чтобы войти в царствие небесное главное строго соблюдать обряды и молиться.
Однако, на мой взгляд, Джонсон как раз таки подвергает сомнению тот факт, что можно любить Бога и при это не пытаться устроить более справедливо и по-Божески наше земное существование.

Ещё несколько слов об авторе. Хьюлетт Джонсон прожил 92 года, большую и долгую жизнь. Значительную часть своей жизни, с 1931 по 1963 гг., Х.Джонсон служил настоятелем Кентерберийского собора в Великобритании. В Англии нет патриархов, поэтому главным священником страны в известном смысле можно считать настоятеля ведущего Собора. Кентерберийский собор не только ведущий храм Англии, центральной церковью англоговорящего мира . У храма много жертвователей, проживающих в США , многие истинные Христиане , живущие за пределами Англии, считают своим долгом посетить Кентерберийский собор. Книга "Христиане и Коммунизм", с которой я осветую ознакомиться, была написана на основе проповедей, которые на протяжении многих лет в этом соборе вел Х.Джонсон.
Джонсон неоднократно посещал СССР, Китай, Кубу и ряд других социалистических стран. Был удостоен высоких Советских наград : в 1945-ом году ему присвоен Орден Трудового Красного Знамени СССР, в 1950-ом Х.Джонсон становится Лауреатом международной Сталинской премии "За укрепление Мира и Дружбы между народами". Считается, что Х.Джонсон был одним из тех, кто убедил И.В.Сталина воссоздать Московский Патриархат.
После смерти Сталина, когда у власти в СССР оказались ревизионисты во главе с Н.Хрущевым, симпатии Джонсона всё больше склонялись в сторону Китая. Советское военое вторжение в Венгрию в 1956 г. Джонсон уже не поддержал...

Сегодня отношение к личности Х.Джонсона и его проповедям очень разное, порой полярное. основная масса его противников относятся к казалось бы антагонистическим, на п е р в ы й взгляд , течениям:
1) сторонники неолиберальной капиталистической модели. Разумеется, им ни как не может оказаться близким то, что много лет проповедовал Джонсон. Однако они не могут отрицать авторитета этой личности и избегают слишком уж грубых нападок и оскорблений, типичная критика с их страны- типа "ну, подумаешь, в Англии любят оригиналов" и т.п., совершенно игнорируя при этом что Джонсон исповедовал свои взгляды практически всю жизнь, задолго до того, как приобрел известность и стал настоятелем главного английского Храма.
2) Другая группа наиболее оголтелых( хотя и немногочисленных) критиков- это представители отечественной так называемой "православно-патриотической общественности"- такие есть и без кавычек, но речь сейчас не о них). Они считают ,что Джонсон страшнее дьявола и на самом деле есть абсолютное зло. Аргументами подобная публика себя не утруждает, но если попытаться из потока ругательств вычленить главное, то их обвинения сводятся к тому, что Джонсона объявляют лютым врагом Православия , и что на самом деле он оправдывает коммунизм, Ленина и Сталина за то,что они уничтожают в России православную церковь.
Хотя этим бредовым ( на мой взгляд) обвинениям совершенно очевидно противоречит то, что Джонсон питал симпатии отнюдь не только к СССР , но и в неменьшей мере и к Китаю, в котором ни Православие, ни Христианство исторически не были представлены сколь- нибудь существенно, напротив, о чем упоминает сам Джонсон, именно при коммунистах в Китае стали появляться отдельные Христианские приходы. С другой стороны, Джонсон в гораздо большей мере симпатизировал И.В.Сталину, при котором положение Православной церкви в СССР укреплялось, нежели Н.С.Хрущеву, при котором, наряду с прочим очевидным маразмом , начались очередные гонения на церковь в СССР.

Автор этого блога полагает, что и те и другие одинаково и очень сильно далеки от истины.
По моему мнению, Х.Джонсон - относиться к числу тех немногочисленных людей, умеют видеть дальше других, опережают свое время. Он видел то, что несмотря на очевидные научно-технологические и экономические достижения современной ему западной капиталистической цивилизации , в общественном устройстве при этом очень многое мало соответствовало , а часто и прямо противоречило смыслу Христианского учения, что в итоге неизбежно ведет как к снижению авторитета и роли Христианстких ценностей в жизни современного западного общества, так и к торможению дальнейшего научно-технологического и экономического прогресса. Джонсон сумел увидеть проблемы и противоречия, которые неизбежно окажутся препятствиями на пути дальнейшего развития западной модели цивилизации, решение некоторых проблем он видел в государствах, вставших на путь коммунистического развития, призывал к их сближению и взаимному обогащению . Что не просто будет способствовать процветанию государств, но и позволит привести устройство жизни на Земле в большее соответствие с учением Иисуса Христа. Думаю, это главное, о чем мечтал Джонсон, а потому с надеждой и симпатией смотрел на новые общественные модели, которые, с его точки зрения, во многом отвечали духу христианского учения.

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх